Глазами студента. Институт на распутьи.
События, которые потрясли мир, в то время не сказались сколько-нибудь значительно на моей личной жизни, Еженедельно дежурил одну ночь в бригаде по охране института. Также еженедельно дежурил ночью у ворот дома в котором жил. Оружия у меня не было и самое большее, что я мог сделать, это оказать противодействие одиночному жулику или поднять шум. Один раз, когда городу угрожала опасность, добровольно рыл окопы на Обводном канале. Другой раз, уже принудительно, был направлен для эвакуации так называемой “экспедиции заготовления государственных бумаг”; но она никуда уезжать не собиралась и к вечеру нас отпустили с миром. Вот, кажется, и все.
Впрочем прозябал не я один. Так же жили мои соседи, квартиранты Евфимии Васильевны, студенты М.И. Бешкин и А.А. Александров. Володя, забыл его фамилию, потенциальный супруг моей доброй знакомой Мани Р., денно и нощно кропал декадентские стихи, гордясь похвалой Андрея Белого. А мне творчество его кумира не понравилось и я коротал вечера за подвернувшимся подруку полным собранием сочинений Лессинга – того самого, которого не удосужился прочитать чеховский учитель словесности.
Петроградские рабочие разбили войска Керенского и разбойничьи банды германского империализма; они дважды разгромили банды Юденича и активно участвовали в борьбе с Колчаком-Деникиным-Врангелем-интервентами и иже с ними; не щадя живота своего они закладывали основы новой светлой жизни.
А студенчество Горного Института? Я упоминал с какой доверчивостью большевики относились к студентам; впоследствии мне также приходилось убеждаться, что это отнюдь не случайность, а массовое и закономерное явление, у которого имеются свои глубокие корни.
В прошлом звание студента Горного института считалось символом революционности. Еще I876-ой год ознаменовался знаменитым выступлением студента Георгия Плеханова на Казанской площади. Студенты А.Н. Рябинин, А.А. Борисяк и другие участвовали в работе, созданного Лениным, “Союза борьбы за освобождение рабочего класса” и способствовали распространению идей марксизма в студенческой среде. На рубеже XIX и XX веков студенчество Горного института активно участвовало в так называемой “Ветровской демонстрации”, вызванной самосожжением в Трубецком бастионе Петропавловской крепости народной учительницы слушательницы высших женских курсов Марии Федосеевны Ветровой, участвовало в демонстрации и всероссийской забастовке протеста против избиения полицией студентов Петербургского университета, – демонстрации протеста против расправы со студентами Киевского университета, демонстрации в Народном доме и т.д.
Меры правительства – массовые исключения из института, вплоть до увольнения поголовно всех студентов (1899г.), массовые аресты, высылки, даже зверские избиения (1902г.) – не в состоянии были приостановить наростание революционности.
Забастовка 1903 года сопровождалась предъявлением требований об автономии института, неприкосновенности личности, свободе слова, печати, организаций, возвращении в институт исключенных за политические выступления и т.д.
Постоянные забастовки сильно тревожат правительство. Для подавления их рекомендуются крайние меры. Министр земледелия Ермолов предписывает совету профессоров Горного института подавить беспорядки военной силой и исключить зачинщиков по спискам департамента полиции. Правила Боголепова предписывают сдавать непокорных студентов в солдаты.
Когда студенчество, собравшись на набережной Невы у входа в институт, с пением революционных песен торжественно сожгло Боголеповские правила – это получило широкий резонанс во всех высших учебных заведениях нашей страны, а исключенный из университета студент Карпович убил Боголепова.
Но упорное стремление царского правительства внести раскол в студенческую среду – не осталось безрезультатным. Основной сплоченной массе революционно настроенного студенчества, так называемым “свободомыслящим”, противопоставила себя небольшая, но активно поддерживаемая властями, груша так называемых “свобододействующих”, провозгласивших примат личных интересов над общественными и отказавшихся подчиняться решениям большинства. Этого оказалось достаточным, чтобы, опираясь на “свобододействующих”, назначенный правительством директор “твердой власти”, ликвидировал те немногие свободы, которыми на протяжении ряда лет пользовались студенты-горняки. Возникший весной 1904 года острый конфликт привел к увольнению и высылке многих студентов и фактическому прекращению учебной жизни на полтора года – с января 1905 года по июль 1906 года.
В результате этой, так называемой, “Коноваловской истории” в знак протеста против деспотизма директора и солидарности с революционным студенчеством, институт покинула половина профессуры – шесть из тринадцати – Владимир Иванович Бауман (1890), Карл Иванович Богданович (1886), Иван Петрович Долбня (1875), Леонид Иванович Лутугин (1889), Василий Васильевич Никитин (1895), Николай Николаевич Яковлев (1893). Они возвратились лишь после того, как были восстановлены изгнанные из института студенты.
Интересная деталь. В связи с уходом К.И. Богдановича профессор Евгений Николаевич Барбот де Марни (1896) подал заявление о зачислении его на освободившееся место. Студенческая сходка тотчас же вынесла решение, отдающее Карлу Ивановичу решительное предпочтение как ученому и предлагающее не замещать вакансии, дабы Богданович в любое время мог возвратиться в институт. Барбот де Марни не решился противопоставить себя студенчеству и взял свое заявление обратно.
Все описанное выше и организованный в начале 1905 года под председательством известного общественного деятеля и ученого Петра Францевича Лесгафта третейский суд между вышеупомянутыми группами студентов (он продолжался более года) – привлекли к себе внимание широких кругов интеллигенции и вызвали столь резкие отклики, что последовал специальный циркуляр, запретивший газетам касаться положения дел в Горном институте.
Само собой разумеется, что в свете революционных событий 1905-1907 годов, охвативших всю страну, описанный конфликт имел лишь местное значение. Но в самом Горном институте память о нем долгое время была свежа.
В бурный 1905 год Горный институт представлял собой подлинный очаг революционного движения. Девятого января на Дворцовой площади был убит наш студент Лури.
К последующим 1908-09 годам относится еще одно событие, получившее в то время чрезвычайно широкую огласку; привлечение студентами Горного института к судебной ответственности члена государственной думы Пуришкевича – крайнего монархиста и черносотенца, выступившего с клеветническими обвинениями студенческих организаций. Как и следовало ожидать, коронный суд оправдал высокопоставленного мерзавца, но в процессе разбирательства, вопреки воле суда, выявилась подлинная картина институтской жизни, картина самоотверженной и бескорыстной деятельности студенческих организаций, что и было отмечено студенческой сходкой, подтвердившей полное доверие своим представителям. Одним из них был студент А.К. Болдырев.
Материалы по истории студенческих волнений и Коноваловскому конфликту изданы студенчеством горного института в виде двух книг. Пуришкевичевский процесс тоже опубликован, но черносотенным издательством в соответственно искаженном виде. Все эти книги имеются в институтской библиотеке.
Повествование старого студента. Пуришкевич в защитительной речи, показывая на Болдырева, сказал: “Как жаль, что этот юноша в красной рубахе, но с прекрасными голубыми глазами не в нашем лагере”. Ответная реплика Болдырева: “Иуда, прежде чем предать Христа, тоже целовал его в уста”. В пуришкевичевской книжке этого не найдете.
1910/11 Учебный год был ознаменован студенческими волнениями сначала в связи со смертью Льва Николаевича Толстого, затем, событиями на Зерентуйской каторге. На второй семестр студенчество объявило забастовку. Среди арестованных в связи с этим, а позднее высланных под гласный надзор полиции, был тогдашний студент и будущий директор нашего института, член партии с 1910 года, Николай Васильевич Грачев (1932), работавший в студенческой фондовой комиссии с Глебом Ивановичем Бокием – впоследствие заместителем председателя Петроградского ЧК М.С. Урицкого и близким соратником Ф.Э. Дзержинского, В.М. Баженовым – впоследствие одним из создателем советской угольной промышленности, Иваном Михайловичем Москвиным – профессиональным революционером, крупным партийным работником и другими.
Недавно Т.Я. Родионов поведал мне, что именно Глеб Иванович Бокий подписал и вручил прибывшему в Петроград из эмиграции Владимиру Ильичу Ленину – партийный билет.
От Грачева мы знаем о существовании в Горном институте нелегальной типографии, провалившейся летом 1914 года, и об активной подпольной – в том числе пропагандистско-кружковой – работе наших студентов при Петроградском Комитете партии в период предшествовавший Русско-Германской войне.
Война сопровождалась избирательной мобилизацией в армию наиболее революционных студентов, попавших в поле зрения департамента полиции. Обусловленное этим качественное изменение институтской студенческой массы повлекло сначала резкий упадок революционности, а затем крен в сторону патриотизма. И если в февральской революции студенчество в целом принимало активное участие, то в Октябре оно в массе своей оказалось инертным.
“Вожди” студенчества того времени были яростными сторонниками Временного Правительства. После Октябрьской революции они, правда безуспешно, пытались вовлечь студенчество в круг деятельности “комитета спасения родины к революции”. Они принимали громогласные резолюции в защиту разгромленных юнкеров в стиле: “Безумные фанатики и сознательные предатели обагрили Россию кровью верных родине сынов” и т.д. Но не дано им было повернуть колесо истории. И поистине поразительно мягкое отношение к ним советской власти.
Рассказ Сергея Ефимовича Андреева. Вы, конечно, Семена Петровича помните. Так вот, он тогда в вождях ходил, с Комитетом опасения путался и ораторствовал денно и нощно. Забрала чека. Прошло некоторое время – ни слуха, им духа. Мы уж думали: отпусти, господи, душу усопшего раба твоего, но вышло не так. Дирекция направила Александра Федоровича Вайполина и меня к Глебу Бокию – давнишнему политическому противнику Александрова по институту. Пришли на Гороховую два. Часовой, латыш, позвонил по телефону и пропустил. Глеб был нездоров, вышел в халате – он жил тут же. Поговорили о том, о сем, потом коснулись Семена Петрова. Я спросил – воротник то не оденете? “Мальчишка – отозвался Бокий. Наговорил на себя гораздо больше, чем ему инкриминировалось. “На днях выпустим” – и слово сдержал. А Александров быстренько разделался с институтом и подался в Москву – с глаз долой. Никто не удивился, когда он стал профессором, но ведь впоследствии он оказался еще и героем социалистического труда…
В последующие годы, наряду с аполитичностью большинства студентов Горного института, резво выявилась прямая реакционность значительной группы “стариков”. Эта группа захватила в свои руки студенческие организации – Единую комиссию (Едком), научные кружки и пр. Она находилась в непримиримой оппозиции решительно всем мероприятиям Советской Власти. В результате, начиная с 20-21 годов развернулась ожесточенная борьба “стариков” с проникших в институт новыми революционными студентами и рабфаковцами. В конечном итоге в той или иной форме в борьбу было вовлечено все студенчество. Бурные студенческие сходки продолжались по два-три дня. В пылу борьбы “старики” стремясь удержать ускользвашую от них, власть, скатились на путь явной демагогии. Для антисоветской агитации использовалось все – вплоть до голода в Поволжьи.
Люди миллионами умирали oт истощения, а институтский воротила, покрывая негодующие крики сознательной части студенчества требовал: “раньше чем говорить о помощи необходимо однозначно выяснить, чем, а главное, кем вызван этот голод и устранить первопричину его”. Но именно эта тенденциозность и неприкрытое политиканство в конечном итоге пошли на пользу: один за другим студенты стали активизироваться и перекочевывать в революционный лагерь. Шаг за шагом новое студенчество отвоевывало общественные организации.
Появление в институте, сначала крайне немногочисленных, коммунистов и комсомольцев, оформление ими партийной и комсомольской организаций, целеустремленная работа последних и непрестанный рост их авторитета и влияния, – все это, в сочетании с могущественными уроками самой жизни и всей нашей тогдашней действительности, обеспечило перевод всего нашего института и его студенчества на новые советские рельсы. Процесс становления института и студенчества, особенно последнего, был длительным – он занял несколько лет, – но зато оказался прочным, на всю жизнь.